пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
пїЅ Maks, 2010
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
«Любовь к родному пепелищу…»
09.01.2013

Влюблённый в совершенную архитектуру Православия, наполненную русским духом, Михаил Яковлевич Пономарёв, увидев на открытках начала ХХ века утраченные балаковские храмы, был потрясён их красотой. Но ещё больше его потрясло то, что эту красоту не сохранили. И тогда художник в 1994 году решил создать серию линогравюр под названием «Несохранённое Балаково» с изображением разрушенных храмов.

maksimova1.jpg

Т.И. Кошелева, заведующая Музеем истории города, вспоминает:

- Когда Михаил Яковлевич работал над этим циклом, он "выжал" из нас максимум информации о балаковских храмах. Помимо фотографий, он ориентировался на местности, ознакомился со всеми ракурсами, привязками. Изучил историю создания церквей.

Максимально погрузившись в тему, Пономарёв так внутренне подготовил себя и профессионально, и духовно, что работа пошла быстро. Применив чёрный угольный карандаш и мел, он создал серию из семи листов. Эпилогом серии стало изображение пяти свечей, пламя четырёх из них - это помин по утраченным храмам, одна потухшая символизирует возрождённый храм Святой Троицы.

- В каждой линогравюре, - говорит Михаил Яковлевич, - всё продумано до мелочей. Святым ореолом светится лик Богородицы над первым каменным храмом Балакова - Христорождественским. Здесь текучая линия пластики головного убора Божией Матери контрастирует с прямыми линиями храма. Великолепный храм Святой Троицы из певучего красного кирпича изображён контрастным силуэтом, он совсем не похож на остальные балаковские церкви. Несмотря на то, что на линогравюре изображена Святая Троица, концентрация внимания идёт только на храмовую постройку.

Иоанно-Богословский храм или, как его ещё называли, Кладбищенский изображён на фоне распятия Христа и фигуры Иоанна Богослова. Рядом с храмом - ныне сохранившийся дом священника. Дом стоит, а великолепной белокаменной церкви нет.

Самая сложная была у меня работа над храмом Преображения, другое его название - Единоверческий, потому что его изображение почти не сохранилось, ориентиром была только любительская фотография, где храм был запечатлён лишь издали.

На фоне Спаса Нерукотворного - моя линогравюра Свято-Троицкого храма с его стройными шатрами, поскольку на одной из его уникальных мозаик изображён Спас. А обрамляющие храм искорёженные ветки деревьев - символ его судьбы, полной испытаний.

С пролога серии линогравюр громким набатом звучит тема несохранённого Балакова.

- С этими храмами связано очень много событий, людских судеб, трагедий, - говорит Т.И.Кошелева, - и если говорить об истории Балакова, то это особенный архитектурный шик нашего города.

Уверенный, что только верой мир спасётся, Михаил Яковлевич изготовил для Музея истории города свои гравюры, где они так востребованы, что никогда не бывают в запасниках. И поневоле разделяешь "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" художника Михаила Пономарева, глядя на уникальную серию "Несохраненное Балаково".

Е.Бруславцева


Число прочтений: 1846

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ").
35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40.
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ