пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
пїЅ Maks, 2010
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
КОНЕЦ СВЕТА. ОПЯТЬ?
07.08.2012

По сложившейся традиции нас каждый год пугают концом света. В разных странах происходят землятресение, аномальная жара или холод, проносятся смертельные ураганы. Прочитавшие много интересной литературы люди уверены, что приближается конец света, «отодвигается» он по причине того, что Высший Разум дает нам шанс исправить совершённые плохие поступки. Или просто появляется какой-нибудь святой, благодаря которому человечеству дается еще один шанс. На эту тему мы беседуем с настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

— Отец Игорь, сегодня новости о чрезвычайных ситуациях, особенно связанных с природными явлениями, такими как наводнение, землетрясение и т. д., «подогреваются» разговорами о конце света. Неужели гибель человечества так близко?

— Во-первых, стихийные бедствия были всегда. Просто со все возрастающей информатизацией нашего общества об этих событиях стали больше говорить, и таким образом создается впечатление, что эти беды увеличиваются как снежный ком. Если внимательно изучить историю, то можно убедиться, что в прошлом, причем, не таком уж и далеком, были такие катастрофы, которые, так или иначе, сказывались на климате всей планеты (например, извержение супервулкана в Индонезии в XIX веке). Так что те бедствия, свидетелями которых мы были в последнее время, — это вполне обычные (хоть и весьма трагичные для тех, кого они коснулись) явления, свойственные климату нашей планеты.

Во-вторых, никакая «гибель всему человечеству» уж точно не грозит. То событие, которое в общепринятом обиходе называют концом света, — это не что иное, как второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Но сопровождаться оно будет не гибелью, а обновлением всего человечества, уничтожением зла. Этого события следует не бояться, а ожидать (кстати, откройте самую последнюю страницу Библии и посмотрите, что там написано: Ей, гряди Господи Иисусе! (Апок. 22, 20)). Страшно нам (и мне, кстати, тоже) при мысли о втором Пришествии лишь только потому, что мы ясно осознаем тяжесть грехов, которые могут нам закрыть путь в Царство Небесное.

— Кому и зачем, по Вашему мнению, нужно запугивать людей концом света?

— Страх — это вообще такое чувство, на котором можно спекулировать. Когда человек испытывает страх, он не способен мыслить адекватно. Известно, что многие секты привлекают к себе адептов, насаждая страхи о скором конце света. Вначале человеку внушается мысль, что вот, уже скоро «небо и земля прейдут», а затем уже напуганному говорят: «Но вы не бойтесь, мы знаем, как можно спастись от этого кошмара», — и так он становится весьма послушным членом какой-либо секты. То же самое происходит и в масштабах всей планеты. С экранов телевизоров постоянно насаждаются какие-то страхи. Все это, в конечном счете, ведет к деградации людей.

— Вообще, можно ли сказать, что все эти природные явления — наказание Божие?

— Конечно, все мы грешны. Перед Богом, как сказано в Священном Писании, не может оправдаться никакая плоть (см.: Рим. 3, 20). Но крайне неверно полагать, что какое-то конкретное несчастье с человеком происходит в наказание за какой-то конкретный грех. Ведь что получается: если у моего соседа сгорел дом, а у меня нет, значит, мой сосед грешен, а я свят? Понятно, что это не так.

Но тогда у пострадавшего невольно возникает вопрос: за что? почему именно я? Если мыслить более масштабно, то этот вопрос можно сформулировать и по-другому: почему некоторые люди, ведущие, прямо скажем, аморальный образ жизни, так благоденствуют на земле, а на вполне обычных честных и добрых людей, и без того еле сводящих концы с концами, обрушиваются все возможные напасти?

Что интересно, этот вопрос постоянно интересовал человека, и рано или поздно он предъявляет такие претензии Богу (правда, в последнее время на страницах различных интернет-форумов такие претензии в адрес верующих сыплются постоянно). Есть такие претензии и в Библии, и в житиях святых.

Праведный Иов, например, не стеснялся возмущаться в ответ на действия Бога, несправедливые, с его точки зрения: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда» (Иов 19, 6–7). Основоположник монашества преподобный Антоний Великий спрашивал Бога примерно о тех же вещах: «Господи! отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, — другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?».

Самое удивительное — это то, что Бог ответил и тому, и другому. Правда, ответ этот был неожиданным и совсем не похожим на то, чего обычно ждут люди в подобных случаях: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душе вредно». Праведный Иов тоже услышал ответ: «…где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. …Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 38, 4; 40, 3–9). Одним словом, мы не можем постигнуть Промысл Божий. С очевидностью ясно только одно: все наши страдания имеют смысл в одном и только в одном случае — если есть Бог, Который в конце концов отрет всякую слезинку. Только если мы уверены, что за страдания в будущей жизни получим утешение, только тогда эти страдания приобретают глубокий сакральный смысл. Не случайно многие люди через страдания приходят к Богу. Странным образом именно страдания сближают нас с Богом, в страданиях Его присутствие ощущается гораздо острее.

— По Писанию, многие города за грехи людей смывало с лица земли. Но также говорилось и о том, что если в городе есть хоть один праведник, то Господь прощал людей.

— Не только города — целая цивилизация была уничтожена потопом за грехи людей. Но это все-таки случаи исключительные, произошедшие для вразумления грядущих поколений людей.

— Отец Игорь, некоторые люди, ставшие жертвами наводнения в Краснодаре, признавались: в момент трагедии думали о том, что наступил конец света. Об этом же можно услышать и от тех, кто стал жертвами землетрясений, ураганов и т.д. Что можно сказать этим людям?

— В некотором смысле это правда: когда теряешь все, что нажил непосильным трудом, приходится начинать новую жизнь. Главное — не поддаваться отчаянию, а приложить все усилия к восстановлению нормальной жизни. Но мне думается, главное в другом — когда с нашими ближними случаются такие трагедии, как недавнее наводнение, то это, в первую очередь, испытание для нас, для тех, кто остался в стороне от катастрофы. Испытание нашей любви и человечности. По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), — сказал Господь наш Иисус Христос. Не остаться в стороне, помочь чем только возможно. Нужно просто представить себя на месте пострадавших, и сразу станет понятна их боль. Нужно хотя бы частичку этой боли взять на себя.

— Можно ли как-то уберечься от таких природных катаклизмов? Есть ли у городов ангелы-хранители?

– Действительно, у каждого города есть ангел-хранитель. Но не думаю, что этот факт является гарантией от различного рода несчастий. Понимаете, всему этому суждено быть. Смысл веры не в том, чтобы спасти человека от неприятностей, а в том, чтобы дать ему духовные силы эти неприятности преодолеть. Да, мы, христиане, на каждом богослужении просим Господа, что бы Он избавил нас от «труса (т. е. землетрясения), меча и потопа», но смысл в этом прошении тот же, что и в прошении «не введи нас во искушение» в молитве «Отче наш…». «Искушение» в переводе с церковнославянского значит «испытание». Это такая ситуация, которая требует от нас нравственного выбора. Такие ситуации с нами случаются сплошь и рядом, без них вообще невозможно представить нашу жизнь. Так почему же в молитве «Отче наш…» мы просим Господа избавить нас от того, от чего избавиться невозможно?

Смысл этого прошения в том, чтобы Господь не ввел нас в такое искушение, которое будет выше наших нравственных сил, которое мы не сможем вынести. То же самое с «трусом, мечом и потопом». Да, в нашей жизни случаются катастрофы и несчастные случаи. Но дай нам, Господи, силы пережить их достойно, без всякого ропота и отчаяния.

Беседовала Наталья Колоярова
Курьер Поволжье № 30 (575) от 31 июля 2012


Число прочтений: 1137

Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ").
35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40.
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ