пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
пїЅ Maks, 2010
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В ПРЕДДВЕРИИ ПАСХИ...
23.04.2013

Великий пост. Прошла уже большая часть его, а вопросы наших читателей продолжают поступать в редакцию. Ответить на них мы попросили Преосвященнейшего Пахомия, Епископа Покровского и Николаевского.

- Владыка, Великий пост – пост особенный, выделяющийся не только своей продолжительностью, но и подготовительным периодом, особым строем богослужений, молитвами, читающимися только во время его. Наверное, это не случайно?

- Современное богослужение глубоко исторично, оно развивалось в течение многих столетий, и сегодня представляет собой уникальный сборник наставлений, благочестивых воззваний к Богу, молитв, песнопений, которые помогают человеку как можно глубже войти в христианскую жизнь, понять, что происходит вокруг нас, и что, самое главное, происходит внутри нас, в нашем сердце. Отсюда и посвящение недель поста тому или иному доброделанию, какой-то отдельной добродетели. Мы вспоминаем святых, например, преподобную Марию Египетскую, преподобного Иоанна Лествичника, великого учителя молитвы, составителя замечательной, удивительной книги – «Лествицы». Отсюда и частое чтение Священного Писания на службе, Псалтири – это все помогает человеку как можно глубже вникнуть в самого себя, в свою душу, и попытаться, укрепившись молитвой, избавиться от негативных сторон своей жизни, а положительные качества духовной жизни приобрести.

- Мы говорим: Великий пост должен изменить нас. В чем должно заключаться это изменение?

- Безусловно, пост меняет человека, но только в том случае, если человек хочет меняться, если у него есть к этому собственное расположение. Против воли человека Господь не может ничего сделать. Богом человеку дано удивительное качество свободы – свободы выбора между добром и злом. И если человек сам выбирает зло, даже Бог не может его изменить… Хотя может, конечно, но он не нарушает эту свободу и дает человеку право выбора – самому определиться, с кем он и что он хочет в этой жизни. Поэтому пост – благоприятная возможность воспользоваться тем опытом, который имеет наша Церковь, попытаться, поработав над собой, с помощью Божьей благодати перемениться. Но если человек не хочет этого, конечно, никто его не заставит.

- Владыка, два вопроса от человека, который по немощи своей не может посещать церковные богослужения:

- можно ли дома читать Великий покаянный канон Андрея Критского?

- год назад взял благословение у батюшки на домашнее чтение акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». А недавно узнал, что Великим постом до Субботы Акафиста его читать нельзя. Это грех? Нужно ли в нем покаяться на исповеди?

- Нет, конечно, грехом это не будет, и исповедоваться в этом нет необходимости. Действительно, есть такая традиция – Великим постом не читать в качестве молитвенного правила акафисты. Но в данном случае дело сугубо личное - если душа человека просит, в этом нет никакого греха. Великим постом чаще читают Псалтирь, больше обращают внимания на чтение Священного Писания, духовных книг. Но и читать акафист можно. Что касается первого вопроса – у многих людей есть желание этот канон услышать, помолиться его потрясающими по глубине словами, и замечательно, если человек прочитает его дома, и не только на первой или пятой седмице Великого поста, а хоть каждый день – если есть силы, если есть такое стремление или желание. Я думаю, это очень поможет настроиться на покаянный лад Великого поста.

- Страстная седмица. Мы день за днем идем по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, вспоминая конкретные события, с Ним происходящие, слушая Его поучения, встречаясь с людьми, встретившимися на Его пути… Однако не каждый имеет возможность посетить все службы в дни Страстной седмицы. Как быть в этом случае?

- Конечно, у человека, обремененного мирскими заботами, работающего, нет возможности посещать все службы. Священники говорят о том, что было бы желательно найти на это время, потому что на богослужениях Страстной седмицы открывается вся глубина евангельских образов. Но если в силу обстоятельств не получается, можно почитать последование такой службы дома, келейно. Я бы еще посоветовал обратиться к Евангелию. На Страстной седмице по уставу Церкви прочитывается Священное Писание, поэтому хорошо, если человек также будет дома читать Евангелие. Можно читать святоотеческие творения, например, замечательную книгу о жизни Иисуса Христа святителя Иннокентия Херсонского, где очень подробно рассказывается, в том числе, о последних днях жизни Спасителя. Он был замечательным проповедником, его называли русским Златоустом – и он потрясающе показывает весь ужас того, как люди, ради которых Бог пришел на землю, распинают Его, предают Его. Это поистине замечательная духовная пища, которая в дни Страстной седмицы может помочь человеку более глубоко пережить эти события. И не надо сильно расстраиваться, если не получается прийти в храм. Главное, не оставлять Бога сердцем, быть рядом с ним, творить молитву, читать Евангелие…

- Святой Великий Четверг… Его еще называют Чистым Четвергом, люди стараются в этот день сделать генеральную уборку, зацикливаются на быте. Правильно ли это? Ведь по сути это день, когда произошла Тайная Вечеря и утверждена была Евхаристия, и когда каждый человек, называющий себя православным, стремится причаститься Святых Христовых Таин…

- Совершенно верно. Часто люди уделяют внешней стороне жизни больше внимания, чем стороне внутренней. Это неправильно. Чистый Четверток называется так только потому, что в этот день христиане отправлялись в храм, чтобы причаститься Святых Тела и Крови Христа, поучаствовать в Литургии, очистить свою душу, принять в себя Бога. Естественно, готовясь к Таинству, люди исповедовались, постились, молились, готовили свое сердце для принятия Христа. Я вполне предполагаю, что, отправляясь в храм, люди надевали новую одежду, шли в баню, убирали собственные жилища. Но это было вторично. У нас часто средства массовой информации уделяют внимание именно названию Чистый, тому, что в этот день надо помыться, убрать квартиру и т. д. Обращать внимание на это нужно только в том случае, если человек верующий, если он готовится пойти в храм - в этом главная сила Великого Четверга. Это день Тайной Вечери, воспоминания установления Таинства Евхаристии, и именно поэтому все христиане, все православные люди в этот день стараются быть в храме и причащаться Святых Христовых Таин.

- Владыка, поступило много вопросов такого характера: как установить правильную меру поста; как правильно молиться – человек из благих побуждений увеличил число читаемых постом молитв, а в результате молитвы читаются механически, неосознанно; как быть, если по отношению к непостящимся появляется какое-то чувство гордости? Что нужно делать, чтобы избежать таких ошибок?

- Надо всегда вспоминать притчу о мытаре и фарисее. Если вы помните, с нее начинается Великий пост: два человека зашли в храм помолиться. Один из них - фарисей, то есть исполнитель закона и, думаю, благочестивый человек. Но Богом он осуждается за то, что молясь и называя свои добродетели, он говорит: я не такой, как сей мытарь… А мытарь был грешником, человеком, которого презирали и не любили, он молился, он говорил от души: Господи, милостив буди мне, грешному! То есть он каялся и смотрел только на себя, никого не осуждал. И это его спасло… Великий пост – удивительное время, в котором мы не только должны совершить молитвенный подвиг, отказаться от пищи, как можно чаще ходить в храм и прочитать много умных книг. Время поста – это возможность, молясь, научиться не осуждать других. Подвизаясь личным подвигом, не надмеваться ни над кем. В конце Великого поста, когда совершается праздник Пасхи, читается поучение Иоанна Златоуста, Пасхальное слово, в котором он говорит, что в этот день Господь призывает всех – и постящихся, и непостящихся, и тех, кто начал подвиг в первый час, и кто в конце рабочего дня пришел… То есть Бог призывает всех. Как определить свою меру - существует некий критерий. Это устав поста, то, что благословляется нам Церковью. Но безусловно и то, что не человек для поста, а пост для человека – кто-то сильный, кто-то немощный, кто-то здоров, кто-то болен, дети малые, люди в зрелом возрасте… То есть мера поста, кроме устава, еще определяется и здравым смыслом, теми силами, которыми располагает человек. Следует поговорить со священником, чтобы батюшка посоветовал не только то, от каких продуктов отказаться, но и молитвенное правило определить, потому что пост – это не только время воздержания от пищи, но еще и сугубая молитва. Здесь нужно руководствоваться уставом поста, собственным здоровьем, силами, здравым смыслом и благословением священника, духовника.

- Соблюдение поста – это, в первую очередь, работа над собой. А по отношению к другим людям она тоже должна в чем-то выражаться?

- Милосердие, прощение обид, смирение – это и работа над собой, но и некое благодеяние нашим ближним. Когда мы стараемся для кого-то что-то делать, мы ведь и над собой работаем. Прощая кого-то, оказывая кому-то милосердие, мы сами себя ограничиваем. В этом и заключается истинный пост. Важны именно самоограничение и милостивое отношение к нашим ближним, как сказано в молитве преподобного Ефрема Сирина. Удивительная молитва! Перечисляются четыре греха и четыре добродетели, но и то, и другое будет работать только в том случае, если мы не будем никого осуждать...

- Ваши пожелания, Владыка, своей пастве по достойному завершению поста и подготовке к встрече Светлого Христова Воскресения…

- Дорогие братья и сестры! В преддверии праздника Пасхи я хотел бы всем нам пожелать, чтобы оставшиеся дни Великого поста мы провели в доброделании, в добром отношении друг к другу, чтобы это время мы не растеряли даром, а по возможности пришли в храм, помолились Богу, постарались сделать так, чтобы совесть наша никогда нас не осуждала за то, что мы делаем неправильно. Поздравляю всех с наступающим праздником Пасхи! Пусть Господь принесет в эти удивительные светлые дни в дом каждого из нас радость, любовь и счастье!

Беседовала В. Николаева


Число прочтений: 1846

Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ").
35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40.
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ