пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
пїЅ Maks, 2010
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
Время - это вечность
27.03.2012

В одном из прошлых номеров «Свободной газеты» мы рассказывали о Новгородском кремле, а сегодня хочется продолжить путешествие по землям близ Новгорода, землям, которые омывает Волхов.

В Новгороде я провела два прекрасных дня. Первый полностью был посвящен Кремлю. Утром второго дня захотелось побродить по Ярославову дворищу, посмотреть на старину, которой действительно "пахнут" строения. Ведь им более 800 лет… Это нечто. Кажется, ты прикасаешься к чему-то драгоценному, от чего веет историей, временем и спокойствием, словно эти нерушимые постройки говорят: время - это вечность, зачем торопиться.

После такой прогулки захотелось еще больше окунуться в бесценное спокойствие, и мы решили побывать в Юрьевом монастыре. Свято-Юрьев монастырь - действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. До 1918 года имел статус 1-классной обители. История этого монастыря очень большая, и о нем мы обязательно расскажем в следующий раз.

А по пути в монастырь нам повстречались Витославлицы. Было это было 4 сентября 2011 года - нам в руки попала вот такая важная бумага: "Приглашаем всех 4 сентября в 14.00 в Музей деревянного зодчества "Витославлицы" на конный праздник "Умолил Флора и Лавра - жди и лошадям добра". Представляете, как несказанно нам повезло - первый раз в Новгороде, и такие события! Витославлицы меня поразили.


В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В ТРИДЕВЯТОМ ГОСУДАРСТВЕ

В живописной местности, омываемой водами озера Мячино и реки Волхов, близ Юрьева монастыря, на месте села Витославлицы устроен одноименный Музей народного деревянного зодчества. Избы, сельские часовни и церкви образуют целые улицы. Все здесь напоминает русские народные сказки, где Добро побеждает Зло. Реставраторы сумели отвоевать у времени уникальные творения новгородских плотников. Вещи говорят сами за себя. Чтобы узнать, как люди жили много лет назад, просто зайдите в дом-избу. Особую популярность приобрели ежегодно проводимые в "Витославлицах" праздники фольклора и ремесел, святочные гуляния, международный фестиваль колокольных звонов.

Музей деревянного зодчества Витославлицы находится в живописном месте на берегу озера Мячино у поселка Юрьево Новгородской области. Однако знамениты Витославлицы далеко не прекрасными пейзажами, а удивительной коллекцией архитектурных памятников, расположенных на площади 33,6 гектара в парке под открытым небом.

История создания музея связана с именем архитектора и реставратора Егоровича Красноречьева, который в конце 50-х - начале 60-х годов XX века провел частичное исследование Новгородской области, в ходе которого выявил уникальные памятники деревянного зодчества XVI-XIX веков. Именно он выступил автором проекта парка под открытым небом. Инициатива была поддержана властью, и 30 августа 1960 года Совет министров РСФСР принял постановление №1337 "О создании музеев деревянного зодчества в 28 городах РСФСР".

Важную роль сыграл и кандидат архитектуры Александр Викторович Ополовников, который выбрал в южных окрестностях Новгорода место для будущего музея. Ранее здесь располагалась усадьба фрейлины императорского двора графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Природные ландшафты с голубой гладью озер и бескрайними заливными лугами привлекли архитектора, еще одним доводом стала близость Свято-Юрьева мужского монастыря, который уже в те годы был популярным туристическим маршрутом. С этими местами связана интересная история. Графиня Орлова-Чесменская в 1828 году приобрела усадьбу на берегу озера Мячино у новгородского помещика и отставного прапорщика Василия Ивановича Семенского. Императорская фрейлина выбрала эту глубинку из-за Свято-Юрьева мужского монастыря, в котором жил ее духовный отец архимандрит Фотий. Графиня жертвовала значительные средства на поддержку церквей в Новгороде, а свое имение завещала в вечное пользование Свято-Юрьевому монастырю.


В НАЧАЛЕ БЫЛО…

В сентябре 1964 года началась перевозка в парк церкви Успения 1595 года из села Курицкого Новгородского района. 10 сентября был заложен музей - в этот день был срублен первый венец храма. Свое имя музей получил от названия села Витославлицы, расположенного на этой территории в древности.

Немалую роль в развитии парка под открытым небом сыграл архитектор Г.В. Борисевич, который в 1967 году занимался созданием обобщенного образа новгородской деревни. В ходе различных исследований в Новгородской области были выявлены локальные варианты культуры, на территории музея их объединили в четыре сектора: Приозерный, Притрактово-Мстинский, Северо-Восточный, Юго-Западный.

За первые 17 лет в Витославлицы перевезли 19 построек, имеющих архитектурную ценность. Интересен тот факт, что Л.Н. Красноречьев уделил пристальное внимание деревянным храмам Руси, что было довольно смелым поступком в советское время. На территории музея деревянного зодчества разместили 10 культовых сооружений: 7 церквей и 3 часовни.

В Приозерном секторе на берегу озера Мячино разместили церковь Успения 1595 года из села Курицкого - это первый экспонат Витославлиц. Примечательно, что за время своего существования церковь меняла местоположение три раза и исторически располагалась на берегу озера Ильмень. Из иконостаса храма сохранилось 22 иконы, самые знаменитые из них - "Успение" конца XIV века и "Святой Никола" конца XIV-начала XV веков - хранятся в Новгородском музее, "Знамение от иконы Богородицы" середины XV века - в Третьяковской галерее. Также в Приозерье находятся церковь Николы 1688 года из деревни Тухоля и археологические остатки каменных построек Пантелеймонова монастыря XII-XVI веков.

В центре был оформлен архитектурный ансамбль "Погост", в который вошли 3 церкви: Рождества Богородицы 1531 года из села Передки, Успения 1599 года из деревни Никулино и Святого Николы 1688 года из деревни Высокий Остров.

Наиболее оформлен в настоящее время Притрактово-Мстинский Витославлиц - здесь из четырех усадеб (изба Туницкого 1870-1890 гг, изба Ефимовой 1882 года, изба Шкипарева 1880 года, изба Царевой первая половина XIX века) и часовни из деревни Кашира XVIII века сформирована двурядная линейная деревня. Резные фасады, фигурные столбы галерей и обрамление окон делают каждый крестьянский дом уникальным, в струящихся узорах читается красота древних деревянных теремов.

В 1972 году началось формирование Северо-Восточного сектора Витославлиц - здесь была отреставрирована и установлена часовня 1698 года из деревни Гарь, а также гумно с ригой начала XX века из деревни Горбухино. В 1993 году сюда привезли избу Утенковой 1880 года из деревни Усть-Кировское, также была установлена баня из деревни Погорелка. В 2003 году экспозиция музея пополнилась избой Добровольского 1870 года из деревни Вотроса, в последующие годы - конюшней Минина из деревни Окладнево.


ОКУНУТЬСЯ В СКАЗКУ ДЕТСТВА

Важной особенностью Витославиц также является этнографическая составляющая. Стоит отметить, что экспонаты сотрудники музея собственноручно собирали в новгородской глубинке. В каждой избе оформлен традиционный интерьер, соответствующий определенному периоду в жизни крестьянина. Например, убранство избы Царевой демонстрирует праздники Святки, Масленицу и Пасху, избы Екимовой - Троицу, Иванов день, в избе Утенковой расположена экспозиция "Свадьба", в избе Шкипарева - экспозиция "Крестины". Посетители музея могут не только рассмотреть предметы быта крестьян, но и узнать у экскурсоводов-интерпретаторов традиции, обряды и поверья. Шутками да прибаутками "жители деревни" зазывают гостей остаться на хуторе, помочь по хозяйству и в поле. Также в парке под открытым небом устраиваются народные гуляния: день фольклора и ремесел, праздник "Святки в Витославлицах", даже проводят свадебные обряды "Княжой прибор".

Все это формирует неповторимую атмосферу Витославлиц, здесь оживают народные персонажи и традиции. А для нас побывать в Витославлицах - значит, окунуться во времена Древней Руси, в далекую сказку своего детства.

Ю.Мишинькина


Число прочтений: 1454

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ").
35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40.
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ