г. Балаково, Шлюзы
 
© Maks, 2010
Газета
СЛАВА ВАМ, БРАТЬЯ, СЛАВЯН ПРОСВЕТИТЕЛИ!
01.05.2013

Возникновению славянской письменности исполняется 1150 лет. В 863 году, согласно официальной версии, братья Кирилл (в миру Константин Философ, родился в 826-827 гг.) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил, родился до 820 года) создали основу современного кириллического алфавита.

Что мы знаем о начале славянской письменности?

Молодые славянские «варвары» постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, Рим и Византия начали предпринимать попытки обратить «варваров» в христианскую веру, подчинив их дочерние Церкви главной – латинской в Риме, греческой в Константинополе. К «варварам» стали направлять миссионеров. Среди посланцев Церкви, без сомнения, было немало тех, кто искренне и убеждённо исполнял свой духовный долг, да и сами славяне, живя в тесном соприкосновении с европейским средневековым миром, всё более склонялись к необходимости войти в лоно Христианской Церкви. В начале IX века славяне начали активно принимать христианство.

И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращённых огромнейший пласт мировой христианской культуры – Священное Писание, молитвы, послания апостолов, труды отцов Церкви? Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым: все прекрасно понимали друг друга. Однако письменности у славян ещё не было. «Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, – говорится в Сказании черноризца Храбра „О письменах“ – но [считали] и гадали с помощью черт и резов». Однако при торговых сделках, при учёте хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, вряд ли «черт и резов» оказывалось достаточно. Возникла потребность в создании славянской письменности.

…Ни латинский, ни греческий алфавиты не соответствовали звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами, приводил уже черноризец Храбр: живот, црьквi, чаяние, юность, язык и другие. Но выявилась и иная сторона проблемы – политическая. Латинские миссионеры вовсе не стремились сделать новую веру понятной верующим. В Римской церкви было распространено убеждение, что существуют «лишь три языка, на которых подобает славить Бога с помощью (особых) письмен: еврейский, греческий и латинский». К тому же Рим твёрдо придерживался позиции, что «тайна» христианского учения должна быть известна только духовенству, а простым христианам достаточно очень немногих специально обработанных текстов – самые зачатки христианского знания.

В Византии на всё это смотрели, видимо, несколько иначе, здесь начали подумывать над созданием славянских букв. «Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели», – скажет будущему создателю славянской азбуки Константину Философу император Михаил III. Именно Константина призвал он, когда в начале 860-х годов в Царьград пришло посольство из Моравии (часть территории современной Чехии). Верхи моравского общества приняли христианство уже три десятилетия назад, но среди них активно действовала церковь германцев. Видимо, пытаясь обрести полную независимость, моравский князь Ростислав просил «учителя, чтобы нам на языке нашем изложили правую веру…».

«Дела этого никто совершить не может, только ты», – напутствовал цесарь Константина Философа. Эта трудная, почётная миссия легла одновременно и на плечи его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря Мефодия. «Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски», – был ещё один аргумент императора.

Откуда есть пошли

Создатели славянской грамоты — святые Кирилл и Мефодий - родились в большой богатой семье, где было семеро детей. Принадлежала она к знатному греческому роду: глава семьи по имени Лев почитался важной персоной в городе. Константин рос младшим. Ещё семилетним ребёнком (так рассказывает его «Житие») он увидел «вещий сон»: ему предстояло из всех девушек города выбрать свою супругу. И он указал на самую прекрасную: «имя же её было София, то есть Мудрость». Феноменальная память и отменные способности мальчика – в учении он превосходил всех – поражали окружающих. Неудивительно, что, прослышав об особой одарённости детей солунского вельможи, правитель цесаря призвал их в Царьград. Здесь они получили блестящее образование. Знаниями и мудростью Константин снискал себе почёт, уважение и прозвище «Философ». Он прославился многими своими словесными победами: в дискуссиях с носителями ересей, на диспуте в Хазарии, где отстаивал христианскую веру, знанием многих языков и прочтением старинных надписей. В Херсонесе, в затопляемой церкви, Константин обнаружил мощи святого Климента, и его стараниями их перенесли в Рим. Брат Мефодий часто сопровождал Философа, помогал ему в делах. Но мировую известность и благодарную признательность потомков братья получили, создав славянскую азбуку и переведя на славянский язык священные книги. Труд огромный, сыгравший эпохальную роль в становлении славянских народностей.

…В 864 году Константина Философа и Мефодия с великими почестями уже принимали в Моравии. Они принесли сюда славянскую азбуку и переведённое на славянский язык Евангелие. Но здесь ещё предстояло продолжить начатое дело. В помощь братьям и на обучение к ним определили учеников. «И вскоре (Константин) перевёл весь церковный чин и научил их и утрене, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной молитве».

Братья пробыли в Моравии более трёх лет. Философ, уже страдая тяжёлым недугом, за 50 дней до кончины «облёкся в святой иноческий образ и… дал себе имя Кирилл…». Когда в 869 году он скончался, ему было 42 года. Умер Кирилл и похоронен в Риме.

Старший из братьев, Мефодий, продолжил начатое ими дело. Как сообщает «Житие Мефодия», «…посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевёл быстро и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский». Время, посвящённое этой работе, указывается невероятное – шесть или восемь месяцев. Умер Мефодий в 885 году.

Создание кириллицы

В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии, богослужебные книги.

Азбука, созданная Кириллом, носит название кириллицы. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого алфавита. Русскими письменность была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей Крещение на сто с лишним лет раньше Руси. После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, — «Остромирово Евангелие» — 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в Российской Национальной библиотеке.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором на основе кириллицы был создан «гражданский» алфавит. В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и он стал таким, как сейчас. Но до сих пор славянский язык остаётся языком молитвы в Церкви.

Почитание Кирилла и Мефодия

Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их в России празднуется 24 мая как церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности. Праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев совершаются во всех больших городах, в храмах проходит торжественная служба, в школах проводятся открытые уроки, праздничные «линейки», книжные выставки и концерты, посвящённые памяти святых братьев. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям, Божественных писаний источник богопознания нам источивших».

В. Николаева


Число прочтений: 1572

Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
Телевидение

Свободное телевидение, Свободная газета, ул. Комарова, 152 (с торца магазина "Три богатыря").
35-43-70(директор),35-81-11(бухгалтерия),36-00-15(вахта),35-84-44,35-85-85(рекламный отдел)
Типография "Вирма", ул. Ленина, 60. Тел. 35-40-40.
© 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        Разработка Балаковский интернет-центр